Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Печенье тетёрки на весеннее равноденствие. Ржаное печенье "каргопольские тетерки" Как их делают


хозяйки стряпали из теста особое печенье "тетерки" в виде круга
состоящего из трех "околов"-обводов, завитых "по солнышку".
В его середине часто выкладывают крест - "солнышко-высоколнышко", в окружении "кудерочков".
По словам стряпух, "и у настоящего солнца тоже есть кудерочки".

ТЕТЕРЫ (также виту́шки, тетёрки) - обрядовое пряничное изделие витой формы, распространенное в окрестностях городов Каргополь и Мезень, а также в сёлах по берегам реки Мезень.

Севернорусский аналог бытовавших в разных регионах России «жаворонков», «воробышков», «снегирьков», «куликов», «сорок», «петушков».

Раньше ТЕТЕРКИ делали на воде, из ржаной или житной муки: "Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут".

Такое тесто скётся легко и тонко. Раскатывать колбаски следовало до 5-7 мм, а затем свивать узор по движению солнца – по часовой стрелке.

Хорошо пропечённые ТЕТЕРКИ смазывали льняным маслом.

Из ржаной муки ТЕТЕРКИ выходили чёрными. Для того, чтобы печенье получилось красивым, в житную муку добавляли растолчённую варёную картошку.

Заготовки выносили на мороз. На холоде они ещё белее становились. Раскатывали тесто и вили и тетерок иногда целый месяц. Каждую сделать - это как картину нарисовать.

Готовили всей роднёй, по сто-двести "тетёрок", и завивали их разными узорами.

Примеры рисунков для оформления ТЕТЕРОК

Каргопольская мастерица. Чаепитие с "Тетерками"

ТЕТЕРКАМИ угощали детей, одаривали близких, давали домашней скотине, подносили пробуждающимся стихиям, поднимая повыше к Солнышку, смотря на просвет.

Со временем магический смысл обряда, связанного со встречей весны был утрачен, но обычай принимал новые формы: печенье заняло место в семейных (свадебных) обрядах или превращалось просто в угощение или забаву для детей.Но рисунки печенья остались такими же сложными.

Тетерки - это обрядовое печенье, которое выпекают в день весеннего равноденствия из пресной (часто ржаной) муки. Тесто завивают в тонкие скалочки, из которых выкладывают круг с узором внутри. Это символ солнца и пришедшего тепла. Тетерками угощают гостей, а также ходят в гости к молодоженам. Семья невесты несет тетерок семье жениха в специальной корзине. В некоторых регионах эта традиция жива до сих пор. Дети, которых угощают тетерками, всегда смотрят сквозь них на весеннее солнце, радуясь теплу и свету.


На праздник солнечного равноденствия, когда день меряется с ночью, а внешнее солнце начинает светить ярче, хозяйки стряпали из теста "жаворонков" и "тетерков"... В эту пору пекут здесь хозяйки особое печенье "тетерки" в виде круга, состоящего из трех "околов"-обводов, завитых "по солнышку". В его середине часто выкладывают крест - "солнышко-высоколнышко", в окружении "кудерочков". По словам стряпух, "и у настоящего солнца тоже есть кудерочки". Такое лучистое солнце встречается в орнаменте прялок, и на местных тканях=
Г.П. Дурасов "Каргопольская глиняная игрушка" (1986)

Каргопольские тетёрки можно сравнить в другими традиционными формами обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших «птичьи» названия: «жаворонки», «воробышки», «снегирьки», «кулики», «сороки», «петушки».
Ещё в ХIХ веке с помощью такого печенья закликали весну, чаще это приурочено к Масленице (у православных ведь Сороки как раз 22го марта, а не 9го).

Тетёрками в этот день ритуально чествуют молодожёнов:
в первый, на году после свадьбы, день «сорока святых» мать и родственники невесты идут к зятю с тетерками. Несли тетерки в особой корзине, которую держали для этого случая. В Ошевенске этот обычай поддерживается до сих пор.

Как стряпать тетёры?

Тетёрок готовят из теста, скатанного в жгуты, как говорят в Каргополье, «сканого» (скать, сукать - сучить, крутить, свивать), и выкладывают - «завивают» - в черте круга в виде волн или петель, спиралей, решёток, кругов, растений, фигурок птиц, реже животных.
В наши дни северяне пекут тетёрки, как правило, из белой муки, сдобные. Прежде делали тетерки на воде, из ржаной муки или ячменной: "Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут". Такое тесто скётся легко и тонко.
В тесто порой добавляют конопляные или льняные семечки, тогда вьюхи будут потолще, а в готовом печенье семечки хрустят. В ржаные вьюхи также можно добавить растолчённую варёную картошку (для осветления?).
Уложенное на дощечки витое печенье выносят на холод и держат там до следующего утра. Подмёрзшее, его удобнее садить в печь - узор уже не нарушишь.
Хорошо пропечённые тетёрки смазывают льняным маслом и выкладывают на стол. Тут ребятня на них любуется, придут "поглядеть узоры" и соседи.

Видов тетерок множество: «Узорчатки», «В колечушки», «Узорики», «Цветик», «Кренделёчки», «Лебедь», «Часики», «Кудерочки», «Ветвь», «Вьюхи», «Восьмёры», «Лесенка», «Шестерёнка», «Коники», «Карета»...

Что с ними делать?
Угощать детей, одаривать близких, давать домашней скотине, подносить пробуждающимся стихиям, поднимать повыше к Солнышку, смотря напросвет. Тетёры несут приход Весны и плодородие в новом году.
Ржаные тетерки можно хранить целый год.

По материалам издания "Каргопольские тетерки". Каргополь, 2002. Автор-составитель Шевелева Е.

Московские тетёры
(практический опыт отдельно взятой родноверческой семьи)

Поскольку в закромах ржаную муку обнаружить не удалось, мы приняли отчаянное решение готовить пресное тесто из пшеничной муки. В итоге рецепт сложился такой:
3 стакана пшеничной муки,
3/4 стакана холодной воды,
2 столовые ложки сахара,
1/2 чайной ложки соли,
2 яйца.
...Процесс свивания-скручивания тетёрок оказался неожиданно долгим и занял часа четыре. Выяснилось, что свивать тесто удобнее на самой щербатой разделочной доске: поверхность требуется не идеально гладкая.
Работа для нас возымела душеподъемный эффект, и мы с удовольствием спели все нам знакомые веснозаклинательные песни.
...Но сколь жгуту не виться, наступит долгожданный момент выкладывания на противень желаемого узора. Нам понравилось делать это, начиная от центра тетёры. Уделите особое внимание! Витки жгута следует укладывать плотно и даже нарочно прижимать друг к другу, иначе из готового печенья отдельные элементы будут просто выпадать.

Практика показала, что из предложенных в рецепте 3-х стаканов муки получается штук 25 тетёрок диаметром 7-10 сантиметров. Сведущие люди говорят, что можно делать каждое печенье размером во весь противень. Мы пока не пробовали, ну а вам советуем.
Дальше всё было очень быстро и совсем просто: выпекались тетёрки в духовке, при температуре 200º, минут за 10-12.
А через 10 часов Солнце перешло из южного полушария в северное, и наступила Весна. Мы встречали её тетёрками, чего и вам всегда делать желаем.
Людям - на здраву,
Богам - на славу!
Гой!

Тетёрки, тетёры, вьюхи или кокурки – это обрядовое печенье, которое готовили в день весеннего равноденствия в Архангельске, Каргополе, Мезене и других городах северной части России. Тетёрки хоть и носят птичье название, как жаворонки, но выглядят совсем иначе – это ажурное печенье, свитое из тонких жгутов теста в интересные узоры. Основной мотив узоров в тетёрках – это солнце: круги, спирали, лучи, свастики. Кроме солярных символов бывают узоры в виде лесенок в небо, волн, цветов, птиц, решеток и абстрактных линий. Тетёрки имеют форму круга и непременную обводку по контуру. Узоры и обводки в тетёрках делаются строго по ходу солнца, то есть по часовой стрелке.

Традиционно печенье тетёрки готовят из плотного ржаного теста. Они долго хранятся и не портятся. Можно одаривать ими всех друзей и знакомых, а можно съесть за чаепитием 22 марта – в день весеннего равноденствия. Это печенье постное, Великий пост не нарушит.

Готовить тетёрки очень просто и интересно. Замесите тесто, скатайте из него жгуты, выложите узоры на противень и запеките. Если хочется сотворить сложный тонкий узор, а на противне это делать неудобно, выкладывайте тетёрки на деревянной доске и выставляйте её на мороз. Замороженные печеньки можно будет переложить на противень, не нарушив формы.

Ингредиенты для тетёрок

  • 2 стакана ржаной муки (или ржаная мука пополам с пшеничной),
  • 1 ст.л. мёда,
  • 2 ст.л. растительного масла,
  • около 1 стакана тёплой воды,
  • 1 щепотка соли

Рецепт тетёрок

Муку просейте, в центре сделайте ямку и влейте туда мёд и масло, добавьте соль.

Понемногу вливайте воду и замешивайте тесто руками или при помощи вилки.

Когда тесто перестанет липнуть и соберется в плотный ком, выложите его на рабочую поверхность, отрывайте небольшие кусочки и раскатывайте их в жгуты. Из жгутов формируйте узоры прямо на застеленном бумагой противне.

Смажьте тетёрки растительным маслом и выпекайте 15-20 минут при температуре 180°С. Переверните на другую сторону и выпекайте еще 5 минут.

Охладите тетёрки на противне, переложите на доску.




Выпекание тетёрок, как и жаворонков – красивый русский обычай, означающий пробуждение солнца и окончательный приход весны.

Все мы знаем, что на Сороки, - Заклички Весны - в каждом доме пекутся-выпекаются различные птички:-веснянки, жаворонки,кулики,сороки. О них мы поговорим позже, а эта статья посвящена особому печиву: - Каргопольским Тетеркам.

Тетёры (также виту́шки, тетёрки) — обрядовое пряничное изделие витой формы, распространенное в окрестностях городов Каргополь и Мезень, а также в сёлах по берегам реки Мезень.(Архангельская обл.)

Это севернорусский аналог наших «куликов-жаворонков».
Печенье начинали выпекать в специально отведённые дни,- на Сороки.
(Христиане праздновали "Сорок мучеников" -22 марта- как раз на нашу Комоедицу, а Масляница у них- в 20-х числах февраля, когда, собственно, о Весне думать еще рановато. Этот "сбой" на две недели произошел из-за великого поста,а так же для того, чтобы "оторвать" народ от привязки праздника к весеннему равноденствию. мы же можем печь тетерки от самых Закличек-и до самой Комоедицы).

Выпекались тетёры с обрядовой целью: близкие к солярным знакам и древнерусским орнаментам, тетеры являли собой символ Солнца, Весны, тепла.Таким образом происходило «закликание» перелётных птиц, которые по местным представлениям несли с собой весну и тепло.Тетерки подносили пробуждающимся стихиям, в виде требы или подношения, поднимая повыше к Солнышку, смотря напросвет.

Тетёры выпекают из ржаного теста, раскатанного в виде тонких колбасок-жгутиков, из которых после «свивают» фигурки зверей или геометрические фигуры, близкие к солярным знакам.Круг состоит из трех "околов"-обводов, завитых "по солнышку".В его середине часто выкладывают крест - "солнышко-высоколнышко", в окружении "кудерочков".Из ржаной муки тетёрки выходили чёрными. Для того, чтобы печенье получилось красивым, в житную муку добавляли растолчённую варёную картошку. Заготовки выносили на мороз.
Раскатывали тесто и вили тетерок иногда целый месяц.

Каждую сделать - это как картину нарисовать.
Готовили всей роднёй, по сто-двести "тетёрок", и завивали их разными узорами.
Хорошо пропеченное печенье смазывали льняным маслом и выкладывали на стол.
Такие тетерки могли храниться целый год. До сих пор пекут в деревнях тетерки. Правда, теперь они, как правило, из белой муки делаются (иногда еще сметану и яйцо добавляют).
Тетёрками в этот день ритуально чествуют молодожёнов, использовали их и в свадебных обрядах.

Например, в первый после свадьбы день мать невесты и ее родственники, присутствовавшие на свадьбе, шли к зятю с тетерками. На свадьбу пекли даже замысловатые именные тетеры. Мастерицы приговаривали: «Тетерка - солнце в доме».

Еще тетерками угощали детей, одаривали близких, давали домашней скотине.
Со временем магический смысл обряда, связанного со встречей весны был утрачен, но обычай принимал новые формы: печенье заняло место в семейных (свадебных) обрядах или превращалось просто в угощение или забаву для детей.Но рисунки печенья остались такими же сложными.

Современные "тетёрки" делают из муки высшего сорта, добавляют соль, сметану, иногда - яйцо. Добавляют и масло, и молоко, и "сгущёнку" и простоквашу, и сахар. В общем, современные рецептуры на любой вкус.
Несколько рецептов теста для тетерок:

1 стакан ржаной муки,
2 столовые ложки растительного масла,
2 столовые ложки мёда.
Воду добавляйте очень осторожно - по столовой ложке, пока тесто не станет очень крутым.
Наминать тесто надо не менее 15 минут. Если при раскатке тесто рвётся, смочите руки водой и снова наминайте. Добейтесь, чтобы тесто раскатывалось как пластилин.

ИЛИ:
4-6 чашек ржаной муки(количество муки будет зависеть от других продуктов, например, от того, используете ли вы мед);
1 чашка воды;
1 чашка меда(я использовала жидкий мед);
1/2 ч.ложки соли;
1 чашка вареной картошки (по желанию);
семечки подсолнуха, льна, кунжута(по желанию);
растительное масло для смазывания готовых тетерок(по желанию);

СОВЕТ! Если после выпечки "Тетёрка" сломалась или отделилась какая-нибудь часть фигуры, смочите место со единения сырым яичным белком и дайте высохнуть.

Разделы: МХК и ИЗО

Цели:

Обучающие:

  • Знакомство с обрядовым печеньем - тетерки.

Развивающие:

  • Развитие навыков работы художественными материалами (пластилином), творческой фантазии, художественного вкуса;
  • Развитие мелкой моторики мышц кистей рук.

Воспитательные:

  • Воспитание уважения к культуре и традициям своего народа.

Оборудование:

Материалы для ученика: клеёнка, стеки, пластилин, салфетки для рук.

Материалы для педагога: Презентация “Волшебный пластилин”, выставка работ учащихся, таблицы “Основные элементы орнамента обрядового печенья “тетерки””, “Виды каргопольских тетерок”; фотографии тетерок.

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия “КАРГОПОЛЬСКИЕ ТЕТЁРКИ”.

II. Вступительная беседа

Давайте вспомним, какие Вы знаете традиционные формы обрядовых печений, русского народа?

Существуют традиционные формы обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших “птичьи” названия: “жаворонки”, “воробышки”, “снегирьки”, “кулики”, “сороки”, “петушки”. Еще в ХIХв. в разных губерниях России с помощью такого печенья закликали весну. Ученые отмечают, что этот ритуал сближается с Масленицей и также направлен на приход весны и обеспечение плодородия в новом году.

А знакомо ли Вам слово тетерки?

III. Этап подготовки учащимися к активному усвоению нового материала

“Тетёра” или “тетёрка” - это особое витое печенье. Его готовят из теста, скатанного в жгуты, то есть, по-каргопольски, “сканого”, и выкладывают в виде волн, петель, спиралей, решеток, кругов, растений, фигурок птиц, реже животных.

Но почему обрядовое печенье названо именно “тетеркой”? Может, потому, что в Каргополе, как и в ряде других северных областей, весну глухарь начинает, свою песню тетерке поет боровая птица и ничего не видит и не слышит вокруг. Местные жители называли его глухим тетеревом, либо просто тетеркой. А может, назвали так, сравнив ржаное витое солнышко с золотой монетой, что ходила по Терскому берегу в старину и называлась “тетерка” от старинного слова “тетерь” - золотой. Да это и не важно. Важно то, что красивый древний обычай живет в памяти народной. “Тетерки” - это доброе весеннее солнышко, которое так терпеливо всегда ждем мы, северяне.

Когда и по какому случаю их пекут?

IV. Этап усвоения новых знаний

Живет на каргопольской земле красивый древний обычай. Весной, в пору равноденствия (9(22) марта согласно церковному календарю, это - день Сорока Мучеников Севастийских (или, по-местному, день сорокосвятых). По легенде в начале IV в. 40 воинов-христиан из армянского города Севастии, не желая отречься от своей веры, были осуждены на стояние нагими на льду озера. Однако совершилось чудо: лед растаял, вода потеплела. После воины были подвергнуты мучительной казни, а затем их стали почитать как святых) , когда день равняется с ночью; пекут в здешних деревнях тетерки. Пожилые женщины рассказывают, что прежде в “тетерочный день” все, кто был с невестиной стороны на свадьбе, обязательно несли молодым гостинцы - “тетерки” своей стряпни. А больше всего приносила их мать молодухи, чтобы не подумали, что она скупая, да чтоб каждый из домочадцев съел в этот день хоть одну.

“Тетерочное” дело кропотливое, одной хозяйке едва ли за неделю управиться. Потому помогала ей вся родня: и бабушка, и сама молодая (которую отпускали на эти дни в отчий дом), и даже ребятишки - за столом во время работы не было лишнего места!

Так, вместе навьют сто - двести “тетерок”, назавязывают их разными узорами. Причем часть приготовят из лучшей муки - крупчатки, добавив в нее и конопляного семени (для зятя), часть из ржаной муки испекут, а остальные - из ячменной.

Уложенное на дощечки кружево из теста уносили на холод - там лежали “тетерки” до следующего утра. Подмерзших, их смело можно было садить в печь - узор уже не нарушишь. А иной раз, для быстроты, раскладывали на деревянной лопате и сразу же в печку, где они быстро подсыхали и румянились.

Хорошо пропеченные “тетерки” смазывали льняным маслом и выкладывали на стол. Тут и своя, и чужая ребятня на них любуется, придут “поглядеть узоры” и соседи.

Накануне самого “тетерочного” дня мать молодухи укладывала в корзины приготовленные молодым гостинцы. Были среди них и белые пшеничные караваи, и ячменные на ржаной лепешке хлеба - “двинянки”, и рыбники с запеченной в тесте рыбой, и “калитки” - своего рода ватрушки, начиненные пшенной и ячменной крупой, и завернутые из блинов “блинчатые” пироги с толокном, и тонкие, в виде полукруга, начиненные всевозможной ягодой “гостиничные”. Всех лакомств набиралось две корзины. В третью же осторожно, чтобы не сломать, укладывалось “тетерки”. Незамысловатых “вьюх”, завитых одинарной или двойной спиралью, не брали, чтобы не ударить перед людьми в грязь лицом. Клали самые узорные - столько, сколько поместится, но чтоб набралось не менее сорока.

Первые две корзины хозяйка насаживала на концы кола, а третью несла в руках. Шла одна, без помощников: все должны были видеть, что гостинцев у нёе - сколько могла донести! Если дом зятя был далеко, угощения везли на лошади.

Добравшись до места, теща спрашивала хозяйку, куда складывать привезенные дары. А выкладывая, извинял судите, сватухи и сватьюшки, чем богаты, тем и рады!

Угощать присутствующих гостинцами должна была молодуха. Она подносила всем по тетерочке, и потом за столом оставались одни женщины: “тетерочный день” почитался бабьим праздником.

Орнамент “тетерок” имеет древнюю символику солнца - все они представляют собой круг размером со столовую тарелку. Круг состоит из кружочка-солнышка, а заканчивается тремя большими кругами - ободами, околами, завитыми по солнышку. Словно рама вокруг основного узора. А основной узор составляют стилизованные растительные, геометрические и зооморфные мотивы. Эти мотивы дают и название “тетеркам”.

Центральная часть, которая и дает название узору, может состоять из кружочков - “колечушек”, “восьмерушек”, “большого креста”, “солнышка” и обегающих вокруг “коников”, “полукоников” либо навитых “кудерочков”. Заполнять середину могут и три завитые в разные стороны спирали, и четыре односторонние “вьюхи”...

Основные элементы орнамента обрядового печенья “тетерки”

Вьюхой в старину называли яргу, представляющую собой квадрат с загнутыми концами. “Вьюха” - наиболее распространенный узор в Каргополе.

Что же обозначают эти фигуры “тетер”? Прямые кресты - символы огня и солнца. Крест с загнутыми концами нередко называют еще коловрат - обозначающий также движение солнца по кругу, солнцеворот, коловращенье. Какие же пожелания вкладывали мастерицы в свои “тетерки”? Решётка “#” - пожелание плодородия, золото - святости, божественной благодати. Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни. “Звезда” похожа на ромб – была символом солнца, знаком плодородия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с отростками символизировал возрождающуюся жизнь.

Ромб с центральным мотивом мог означать и засеянное поле, и глаз, следящий за кознями “тёмных сил”. Например, точка, один из первых и простейших элементов, мало заметна сама по себе, но она символ начала, не зря существует выражение “точка отсчета”. Каргопольская “тетера” с тремя обводами (околами) получает жизнь в умелых руках мастерицы. В середине - спиралевидная свастика. Свастикой отмечалось вечное движение небесного светила. Воплощаемые свастикой идеи сеяния и жатвы в первую очередь связывались с зерном (то из чего изготавливалась мука для выпечки “тетерок”). Смерть зерна обусловливает его будущее рождение.

В “тетерках” очень много завитков и вьюх. Свёрнутая несколькими витками спираль считалась одним из древнейших символов, обозначающих видимую людям вселенную, в центре которой расположен престол Всевышнего. Вероятно, в “тетерах”, как и в других изделиях декоративно-прикладного творчества, мастерицы с помощью условных знаков выражали свои понятия о мире: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом.

В “тетерках” мастерицы умели не только солнце изобразить, но и сказать, чего люди от него ждут: весны, цветения, тепла, радости. Здесь солнечный диск превращается в весёлый, праздничный узор. С какой любовью и старанием выкладывала мастерица узоры в “тетерке” из тончайшего жгута почти двухметровой длины. Они как бы лучиками от середины солнышка отходят. Но в, то, же время это не просто лучики. Посмотрите, вот здесь внутри круга разместился удивительный цветок. А вот на этих пряниках и цветок превратился в какой-то сложный, затейливый узор. А вот это на травку похоже, кудрявую такую, кружевную. И всё это словно движется, кружится. Сделано будто бы совсем просто: обычные жгутики из теста уложены спиральками, вилюшками, петельками - и рождается такая красота!

V. Этап проверки понимания учащимися нового материала

Все “тетеры” представляют собой круг. Круг этот состоит из трех обводов - “околов”, завитых “по солнышку”. “Околыш” - словно рама вокруг основного узора, который составляют стилизованные растительные, а чаще геометрические и зооморфные мотивы: “березка”, “коник”, “курушка”.

Вот и сегодня будем укладывать тетерки, которые вылепим из пластилина.

Этапы работы:

Скатать жгут, как можно длинным. Толщина жгута не должна превышать 0.5 см. Конечно, сразу 2-х метровым он у нас не получится, будем постепенно его наращивать.

Выбираете себе рисунок.

Укладываем тетерку.

VI Этап подведения итогов занятия

Спасибо, за внимание урок окончен.

Виды каргопольских тетерок

  1. А.А.Савина. Весеннее обрядовое печенье - “тетерки”. Фото 1977 г.
  2. Ржаное тесто. Д. 13,5-18,5. Деревня Гарь.
© 2024 Кулинарный сайт - Coffeeandnews